Рисуем картину результата
Прежде чем искать фотографа, выстраиваем в голове композицию готовой фотографии, после ищем исполнителя по критериям. Чтобы фотограф правильно выполнил работу, не разочаровал в результатах, нужно четко, емко, без общих слов описать задачу.
Задача проекта
Для каких целей нужны фотографии, как и где вы их будете использовать. Расскажите о компании, характере съемки в трех словах (практично, качественно, яркий дизайн), слогане, главной идее, целевой аудитории, болях. Например, требуется коммерческая съемка, под печатную продукцию. Если для сайта, то какого. Рекламный лендинг или интернет магазин. Для каждого из перечисленных вариантов итог будет отличаться.
Вид фотосъемки
Для начала определимся с тем, как клиент должен воспринимать продукт на фото. Это должно быть четкое понимание продукта или вызывать яркую эмоцию.
- Техническая фотосъемка. Заточена под получение точной фотокопии снимаемого объекта. Передача цвета, формы, объема, размеров. Изображение максимально точно соответствует реальному объекту;
- Художественная фотосъемка. В такой фотографии мы показываем не полный вид объекта, а что нужно выделить, делаем акценты на важных деталях. Это постановочная фотография, которая вызывает эмоции у зрителя с помощью фотоэффектов и коррекции.
Модель или команда
Важно заранее знать, будет ли на фотографии кто-то, кроме вашего продукта. Если модели, то сколько, кто будет подбирать и какой порядок отбора.
Работу команды тоже нужно продумать, это сделает процесс быстрее и эффективнее. Подумайте сколько человек одновременно будет в кадре, как каждый из них должен взаимодействовать с продуктом, какие эмоции должны передавать, а какие не должны.
Главный герой фотографии
Фотография одного предмета или нескольких. Сколько предметов должны быть одновременно на фотографии. Цвет, материал, размер, особенности. Желательные, нежелательные ракурсы. От этого зависит выбор аппаратуры для фотографии.
Сюжет и композиция
Возьмем, например фотографию духов. Запах духов это композиция ароматов, которую хочется подчеркнуть (разложить цветы или фрукты на фоне). Предупредите фотографа о дополнительных предметах на фотографии, продумайте нужный реквизит, если понадобится.
Фон
Цвет фона не менее важный пункт в подготовке. При неудачном выборе фона, продукт может просто сливаться с ним, передавать не ту эмоцию. Или понадобится обтравка изображения (вырезание фона). В интернет-магазинах чаще используют фотографии с обтравкой на белом фоне. Для тех, кто не хочет заморачиваться и много платить придумали лайтбокс (конструкция в виде куба, на которую натянута полупрозрачная, рассеивающая свет ткань), в нем получаются те самые фотографии товара, но ниже качеством.
Требования к оформлению фотографии
Укажите в техническом задании, должны ли присутствовать элементы бренда (логотип, корпоративные цвета, символика). Кадрирование, ориентация фотографии (альбомная, книжная), расположение объектов (слева, справа, по центру). Это важно учитывать, чтобы фотография хорошо вписалась в дизайн сайта.
Место проведения фотосъемки
В офисе, магазине, на объекте, заводе. Будите ли арендовать студию или помещение, возможно у фотографа есть студия, в которой он работает. Важно заранее оговорить или показать (идеально) место предполагаемой фотосессии. Зная параметры помещения, фотограф подберет нужную аппаратуру.
Референсы
Сколько не объясняй, чего хочешь, проще показать. Подберите пару вариантов, на которые нужно опираться. Лучше смотреть не только российский рынок, но и зарубежный. Опишите, что вас привлекло. Попросите дизайнера сайта, нарисовать эскиз фотографий, чтобы продумать отображение на мобильных устройствах.
Что еще учесть перед началом работы
Когда вы определились, что фотографировать, где и как, не забудьте еще о нескольких важных нюансах.
Дополнительные затраты
- Реквизит. Возможно, под рукой нет нужных предметов, понадобится докупить;
- Аренда студии. Расходы зависят от тарифного плана, затраченного времени на работу, предоставляемых услуг;
- Модели. Гонорар моделей, стилистов, визажистов. Если снимаете коллег, подумайте, потребуются дополнительные услуги или нет.
Технические требования
- Размер фотографий (для полиграфии понадобятся гораздо большего размера, разрешением до 300 dpi);
- Ориентация (книжная или альбомная);
- Количество кадров на ракурс или сюжет;
- Форматы (jpg, psd, png, tiff, другие);
- Нужна ли постобработка фото.
Авторские права
Как бы странно это не звучало, но авторские права нужно запрашивать. Бывали скандалы и судебные разбирательства. Лучше обговорить сразу.
Сроки выполнения
Нужно как можно быстрее, а желательно уже вчера — не правильно. В техническом задании четко оговариваем сроки. Определяем день или даем неделю, две на съемку и обработку фото.
Контактные данные
Не забудьте представиться, оставить свой номер телефона и почту.
Прием работы
Лично или выбираем человека, который будет принимать итоговую работу. Того, кто знает требования, идею, продукт. Подойдите к этому ответственно иначе появятся дополнительные расходы.
Кто должен писать техническое задание
Никто лучше вас не опишет поставленные цели, поэтому техническое задание важно писать самим. Да, времязатратно и сложно, но нужно. Можно делегировать, но перед отправкой, проверить, внести корректировки.
Диалог с фотографом
Общаться с фотографом нужно. Обсудите составленное техническое задание, возможно он предложит новые решения, подкинет идей. Личное присутствие заказчика на фотосессии тоже важно. Если не можете, отправьте доверенное лицо.
Пример ТЗ →