Понятие «интерфейс» в обществе 21 века
Интерфейс — это не только цифровой продукт, это и панель прибора, консоль пилота самолёта, ручки на стиралке в ванной.
Например, точилка для карандаша. То, каким образом пользователь заточит карандаш определяет особенности интерфейса. Будет ли точилка с ёмкостью для опилок или без нее, с вращательным механизмом, или юзер будет сам крутить в точилке карандаш. Это касается UX. А цвет точилки и особенности внешнего вида — UI. О разнице ниже.
Разница между UI и UX дизайном интерфейсов
UX (с англ. — «User Experience») в дословном переводе означает «опыт пользователя» — какое впечатление получает человек от работы с интерфейсом, достигает ли необходимой цели, как он это делает. UI (с англ. — «User Interface») — пользовательский интерфейс, то есть внешний вид и дизайн. Касательно сайтов, UI определяет, насколько читабельным будет текст, сможет ли человек видеть и попадать на кнопки.
Таким образом, UX/UI дизайнер проектирует всевозможные пользовательские интерфейсы. В них одинаково важны как удобство использования, так и соответствующий внешний вид.
Примитивный пример — точильный камень (колесо). Даже в раннем средневековье было как минимум 3 разновидности этого механизма:
— Колесо крутил другой человек;
— Можно было самому крутить рукояткой и точить одновременно;
— Люди крутили колесо, нажимая на педаль, оставив руки свободными.
⠀
Всё это разные типы интерфейсов.
⠀
Так вот, когда изобретатель очередного точильного камня думал: самому нажимать на педаль или другому, с какой стороны, какие ручки понадобятся или упростить механизм, но приставить раба, который будет раскручивать колесо — в тот момент он был UX‑дизайнером.
А тот, который думал, какими будут: педаль, камень, дерево для подставки и длина ручки — был UI дизайнером. И тот способ или устройство, каким бы кузнец точил очередной меч — назывался бы «интерфейс».
⠀
Разница между UX и UI в том, что UX-дизайнер планирует, как будет пользователь взаимодействовать с интерфейсом, какие шаги пройдёт юзер, чтобы выполнить целевое действие. А UI — реализует визуальную часть: придумывает, как каждый из этих шагов будет выглядеть. Только 10% компаний на HH предпочитают нанимать на соответствующие позиции отдельных узкоспециализированных работников, другие хотят видеть UX/UI дизайнера в одном человеке, хотя это 2 профессии. Как дизайнер авто и сборщик авто. В 2021 году уже привыкли к тому, что это одна профессия. Надеюсь, стало понятно, что это не так, но будем для соответствия миру рассматривать единую профессию.
5 главных требований к UX/UI дизайнеру
Чтобы стать образцовым дизайнером интерфейсов, нужно много навыков и опыта. Например, требуется уметь профессионально проектировать архитектуру интерфейса с точки зрения удобства для пользователя и юзабилити.
Неотъемлемые навыки:
— 5 с плюсом за знание дизайнерских инструментов — ПО из Adobe Creative Cloud, Mockplus, Sketch, Axure, Figma;
— Понимание полноценного алгоритма веб-дизайна, дизайна приложений, разработки;
— Проницательность в маркетинге;
— Знание последних трендов в индустрии;
— Аналитические способности и склад ума — для изучения поведенческих факторов пользователей.
Целей UX/UI дизайнера много, часто это процесс продажи товара, использование сервиса либо услуги с помощью интерфейса. Именно на основании того, насколько удобно пользоваться ресурсом, зависит, решит ли пользователь что-либо купить.
Принципы дизайна взаимодействия
Дизайн взаимодействия — процесс, направленный на создание привлекательных удобных для пользователя веб-интерфейсов. Привлекательные веб-интерфейсы содержат продуманную схему поведения и действий. Чем удобнее интерфейс — тем более удовлетворён пользователь. Это и есть «юзабилити» — удобство и простота использования. Также в оценку юзабилити берутся: эстетичность, доступность, защищенность, изучаемость продукта.
Дизайн взаимодействия основывается на 5 базисах: слова, визуальные эффекты, объекты с пространством, время и поведение. Из первых 3-х складывается взаимодействие пользователя с интерфейсом. Время и поведение определяют качество взаимодействия, они важны для понимания процессов, ошибок.
Первое действие пользователя вызывает множество реакций в интерфейсе, а эти реакции вызывают кучу дальнейших действий пользователя за конечное время. Например, нажатие кнопки гамбургер-меню открывает через доли секунды соответствующие пункты меню. Далее в поведении пользователя может наступить затишье в ожидании реакций интерфейса либо дальнейшая итерация действий в надежде на ускорение и быстрое получение желаемого отклика интерфейса (например, у вас завис сервер, пользователь 20 раз кликает на пункт меню, таким образом ещё больше нагружая сервер обработкой этих кликов). Интерфейс должен «беседовать» с пользователем, реагировать наиболее логичным, быстрым и оптимальным способом для каждого случая.
Время реакции интерфейса значит гораздо больше
Ниже я написал 4 абзаца о времени, так как никто не хочет учитывать, что время отклика интерфейса на какие-либо действия пользователя является важнейшим критерием при работе с юзабилити. Важнейшим. Самым важным, запомните и поставьте точку в голове.
Такие элементы контента, как видео, звук, анимация изменяются на страничке сайта со временем. Понимать время достаточно сложно, так как диапазон бесконечен — от долей секунд до часов. Один посчитает, что 1 доля секунды не важна при загрузке страницы сайта, однако пользователи подумают иначе. Впрочем, как и Google относительно сайтов в поиске :) А медленная скорость — смерть для веб-проектов. На дворе уже 5G (ноябрь 2020 год), никто не станет ждать 3 секунды загрузку сайта.
Важно понимать, что цифровое время отличается от человеческого, которым руководствуется наша жизнь. Каждая секунда цифрового времени влияет, положительным или отрицательным будет опыт пользователя при работе с интерфейсом.
Это становится понятнее, если рассмотреть некоторые аспекты человеческой психологии. Речь о лимитах внимания и памяти, когда информация выпадает из краткосрочной памяти, и пользователь чувствует разочарование. Попросту — задолбался ждать, пока откроется нужная вкладка долбанного интерфейса. Уверен, вы уже ощущали схожие эмоции в других сервисах.
Также человеку важно чувствовать контроль над происходящим — никто не хочет быть во власти технологий. Если цифровой продукт заставляет ждать человека, для него сложится картина некомпетентности, багованности или высокомерия. Обычно, пользователь за полсекунды решает, хочет дальше оставаться на сайте или нет.
2 подхода к созданию идей
В интернете опубликовано больше 30 методик для «лучшей» генерации идей и поиска подходящих решений. Комбинируйте некоторые из них или выбирайте подходящую. Вот две проверенные и популярные во всем мире:
1. Метод Д. Юнга:
Погружение — полностью погружаемся в предмет исследования.
Переваривание — изучаем имеющуюся информацию по теме.
Вынашивание — откладываем дела и на 2 часа отправляемся на прогулку.
Мозговой штурм — активно прорабатываем идею с сотрудниками или партнёрами.
Трезвая оценка — смотрим, реально ли поможет идея решить поставленную задачу.
2. Метод 10+10:
Для начала разрабатываем 10 идей, далее выбираем топовую и для нее разрабатываем еще 10 возможных улучшений (Используйте этот метод в предыдущем на этапе мозгового штурма, либо отдельно).
О том, как проверять, тестировать, проводить исследования, достигать результатов написали ранее в этой статье. Изучите, пригодится.
Заключение
UX/UI дизайнер должен не только обладать рядом компетенций в своей отрасли, умело владеть специальным программным обеспечением, но и понимать психологические аспекты поведения пользователей на сайтах, в приложениях, других интерфейсах. Для этого постоянно изучайте данную сферу и следите за новшествами.